Приобрел некоторый личный опыт, т.е. возможность практического сравнения двух типов демпферов, их поведения в жизни на своем конкретном Терракане: обычного стандартного демпфера и демпфера с возвратной пружиной.
Голосую сам за и рекомендую другим второй вариант, как более комфортный-удобный в обычном, повседневном управлении авто в любых дорожных условиях.
Оба варианта одинаково справляются со своей главной задачей: сглаживать «удары», «вибрации» и прочие неудобные и неприятные ощущения при прохождении неровностей и прочих препятствий, т.е. одинаково помогают поддерживать общую управляемость и повышают комфорт.
Эффект от использования обычного демпфера на этом заканчивается.
Конечно это только мои субъективные ощущения и только на моем конкретном авто. Но по сравнению с обычным «пружинный» ощутимо ДОПОЛНИТЕЛЬНО облегчает и повышает и управляемость, и комфортность езды, а именно:
Первое. Чётче-крепче-жёстче, без малейшей «расхлябанности» и самостоятельно (т.е. без моей помощи – удержания или подруливания) удерживает руль и прямолинейное положение-движение.
И второе. быстрее и четче возвращает руль (и авто) за раз в правильное прямолинейное положение при выходе из поворота.
При входе в поворот – да, в сравнении между двумя вариантами – усилие с пружинным чуть больше. Но никакого дискомфорта имхо это не вызывает.
За почти три года эксплуатации пружинного демпфера негативных последствий из-за него для штатного механизма ГУРа не произошло. Даже если что-то теперь или в дальнейшем с ним случится (ничто же не вечно и увы, ломается, а тем более на наших старых Терриках), то за такой срок в любом случае никак и ни за что уже не получится искать и списать причину на пружинный демпфер.
Есть у пружинного демпфера имхо одна проблемная сторона по сравнению с обычным. Но это проблема не в его эксплуатации, а в установке.
Оба демпфера надо одинаково правильно, т.е. надежно и хорошо закрепить.
Тут доверяю и соглашусь (на своем опыте) с мнением Русланыча, что так называемое «универсальное крепление» с помощью скоб, хоть и куда проще и быстрее, но в любом случае всегда менее надежно, т.е. хуже.
Основное же отличие : Обычный демпфер после крепления-установки больше не требует ничего, вообще никаких регулировок.
Пружинный требует:
1) Чтобы ДО его установки-регулировки руль был четко штатно отрегулирован, т.е. лучше всего сделать или проверить сход-развал регулировки ДО установки демпфера.
2) Только после этого надо, запасшись терпением и временем, сначала сделать-добиться максимально точной регулировки положения возвратной пружины. Это получится нудное и неблагодарное занятие: там нет никакой точной шкалы-линейки. Надо все вручную прикладывать измерять, выворачивать колеса-руль до упора и назад, делать при этом метки, выставлять пружину в помеченное «нулевое» положение, потом затянуть болты, потом проверить это в реальном движении. Вероятность попадания в правильное положение с первого раза всегда есть, но а может потребоваться повторить все это и три, и четыре, и пять раз. Лучше не лениться, а сделать. Чем точнее, тем лучше. И также еще желательно сохранить итоговую правильную «нулевую» метку на корпусе самого демпфера. Вот тогда только после этого можно будет про демпфер забыть, также как про обычный.
3) И еще последнее из собственного опыта – если ПОСЛЕ установки-регулировки демпфера или когда-то впоследствии будете делать заново регулировку рулевого на сход-развале (например, тяги поменяли или люфты появились), то надо опять не лениться и не жадничать, а всякий раз снимать защиту (демпфер как раз за ней) и сначала ослаблять пружину демпфера, затем отрегулировать штатно все тяги-руль, а потом снова выставить и закрепить пружину на нулевой метке (вот для чего лучше ее сохранить, иначе ее надо заново искать-выставлять-регулировать).
И иначе будет как у меня - совокупность нескольких неточностей и косяков при первичной установке демпфера: сам демпфер закреплен чуть неправильно (со смещениями, под углом – под постоянным напряжением-давлением), неточно отрегулирована пружина (постоянное обоюдное давление/напряжение/растягивание/сопротивление/усилия между рулевыми тягами и пружиной). Итог: преждевременный износ и вынужденная внеплановая замена обеих тяг и самого демпфера.
(а из-за нынешних цен и получилось так, вынужденно, что сменил пружинный демпфер на обычный
).
В заключение очередная благодарность РУСЛАНЫЧУ за диагностику-дефектовку, замену-установку всего перечисленного.
А также просто пользуясь случаем и местом (да и негде больше – Русланыча же без его темы тут оставили): не ленитесь (если сами) и не жадничаете (если просите мастера) делать периодически и регулярно или «по ходу дела» элементарную диагностику. Ну если, допустим, например, меняете какой-нибудь маятник, ну хоть заодно осмотритесь сами или попросите того, кто делает, заодно, ну хотя бы глянуть на соседние элементы подвески, рычаги там, рулевого и т.д. Даже если ничего не беспокоит. Машины то у всех старые, в любом случае. А то починили вам что-то, выехали, а у вас тут же прямо в пути отваливается уже совсем другое – но оно, это другое, оно рядом же тут же было...
Поэтому вот еще, например, очередная благодарность Русланычу за внеплановый ремонт-восстановление одного из хабов – хотя никаких признаков совсем не ощущалось, а просто по ходу попросил заодно колеса, ступичные подшипники «глянуть», а там хаб внутри (пружина) развалился. И т.д. и т.п. может одно-другое-третье "случайно" выскочить...