Добавлю и я несколько слов по этому поводу, поскольку уже 2!!!! раза попадал в подобные ситуации.
В 1-ый раз почти сразу после покупки автомобиля на ходу открутился болт шкива, шкив провернуло, разбило посадочное место на шкиву и шпонку (но не сломало её). Сам коленвал уцелел.
Теперь как всё это ремонтировалось. Поломанная шпонка легко извлеклась из посадочного места, шестерня коленвала не провернулась (
ремень ГРМ снимать не надо). Была заменена шпонка, шкив. Тянули болт шкива щуплым слесарем методом "до усёра", фиксируя маховик в отверстие при снятом стартере. Болт поставили на фиксатор резьбы.
Какие были допущены ошибки (по каждому пункту можно много рассуждать и дискутировать, я только пишу своё мнение).
1. Не был заменён болт шкива коленвала.
2. Затяжка болта была произведена без динамометрического ключа (момент затяжки 40 кг м не был соблюдён).
3. Самая главная ошибка - за последующие 20 000 км пробега я не умудрился исправить эти ошибки.
Отделался в первый раз принципе малой кровью.
Второй раз мне обошёлся несколько дороже. Примерно через 20 000 км пробега при замене механизма ГРМ мне мастера показали разбитый шкив (совсем немного, кстати, по сравнению с прошлым разом), сломанную шпонку и разбитый паз под шпонку на коленвале (примерно 1 см от его торца, как раз под шкивом). Болт шкива откручивался практически от руки.
Как ремонтировалось. Мастера сразу сказали, что правильный вариант ремонта - это замена коленвала со всеми сопутствующими. На мой вопрос об альтернативном ВРЕМЕННОМ варианте посоветывали сделать следующее, но под мою ответственность. По их словам, несколько разных автомобилей с подобной проблемой благополучно доездили до следующей замены механизма ГРМ. Потом при разборке оказывалось, что шкив довольно хорошо сидит на валу, болт откручивался с большими усилиями. Шпонка фиксирует шестерню, но сам шкив в значительной степени фиксируется не шпонкой, а за счёт прижима болтом. Недаром там такой большой момент затяжки. Я решил рискнуть.
Итак, шпонку старую опять легко извлекли, обточили по длине таким образом, чтобы она не выступала за шестерёнку коленвала. То есть шкив на валу без прижатия его болтом свободно вращается. Смазали шпонку, разбитое посадочное место на коленвале Поксиполом, чтобы шпонка была неподвижна. После этого затянули новый болт правильным моментом, используя фиксатор резьбы и удерживая шкив держателем.
Через сутки был пробный выезд. Всё работало штатно. И работает до сих пор, уже порядка 5 000 км.
Надеюсь, кому-то поможет моя писанина ответить на вопросы, как переставляется шпонка и как ведёт себя авто с такой проблемой.
В заключение хочу добавить, что где-то через пару тысяч км перестал практически каждый час заглядывать под капот и смотреть, не появилось ли биение шкива
. Но так ездить, разумеется, долго не буду. Варианты лечения проблемы могут быть разными. Снимать движок однозначно, чтобы не возиться со снятием приводов. Откручивать поддон, маслоприёмник и всё остальное, снимать коленвал. Далее можно на старом коленвале (если его износ не превышает допустимого) нарезать паз под шпонку, повернув коленвал на 180 градусов вокруг своей оси и, заменив вкладыши, поставить всё на место, учтя новое положение шпонки при установке меток. Можно и б/у поставить с подобранными вкладышами.
Я поступил следующим образом. Заказал новый коленвал со всеми вкладышами, шкивом, шпонкой, болтом, прокладками, сальниками, комплект для замены ремня ГРМ ещё раз, сцепление в сборе (выжимной уже песни поёт). Поскольку на дальняк пока не собираюсь ездить до весны, то буду кататься так. Если уж за это время опять открутится болт (может у меня фобия уже, но этот случай тоже не могу исключить), то шкив просто провернётся на валу. Ну попаду на эвакуатор ещё... А по весне заменю всю эту красоту на новые оригинальные детали. Вот как-то так.
Да, болт лучше менять всегда. И при его затяжке соблюдать момент в 40 кг м (ну чуть меньше по мануалу). Фиксатор резьбы тоже обязателен. Иначе приобретёте мой опыт решения таких проблем
. Всем удачи и не ломаться.