Ща сумничаю
Допустимо ли проверять исправность генератора при работающем двигателе методом снятия наконечника стартерного провода с полюсного вывода АКБ?
Нет! Нельзя это делать. Из школьной программы по физике известно, что при размыкании цепи, в которой протекает электрический ток, возникает против ЭДС, направленная в обратную сторону, способная повреждать кремниевые выпрямители генератора. Эти повреждения снижают отдачу генератора, а при неработающем двигателе происходит разряд АКБ (ток утечки). Подобная проверка генератора была без последствий, когда выпрямительный блок был в виде выносного блока из селеновых пластин.
Причины взрыва АКБ
Свинцово-кислотные стартерные аккумуляторные батареи (АКБ), применяемые на автотракторной технике различных типов, имеют одну неприятную особенность, которую необходимо учитывать при эксплуатации. При не соблюдении правил обслуживания, главное из которых заключается в своевременной доливке дистиллированной воды в банки (элементы АКБ) для поддержания уровня электролита над пластинами (10...20 мм в старых конструкциях и 20...35 мм в новых конструкциях), у АКБ снижается работоспособность в режиме пуска двигателя и уменьшается надежность работы.
Из теории работы свинцовых АКБ известно, что процесс заряда их (на авто или стационаре) сопровождается разложением воды, находящейся в электролите, на газ — водород и кислород. Часть выделяемого кислорода (в атомарном состоянии имеет отрицательный заряд) оседает на жилах решеток положительных пластин, окисляя их и сокращая ресурс АКБ. Другая часть выделяющегося кислорода и водород выходят из электролита на поверхность, создавая видимость кипения его, скапливаются под крышками в каждой банке АКБ. Если отверстия в пробках не забиты грязью и нет препятствий, то газ легко рассеивается в окружающую среду через эти отверстия. Газ, состоящий в основном из смеси кислорода и водорода (в некотором количестве в этой смеси имеются и другие газы) при наличии искры (открытого пламени) горит во взрывном режиме. Сила взрыва и его последствия целиком зависят от количества (объема) газа, скопившегося к этому моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора (нарушена работа регулятора напряжения) увеличивается интенсивность газообразования внутри АКБ и, следовательно, его выделение. При низком уровне электролита (нет регулярных доливок) увеличивается газовый объем под крышками банок АКБ, что пропорционально увеличивает силу возможного взрыва. Скоплению газа около АКБ может способствовать применяемое утепление АКБ в зимнее время с целью поддержания ее теплого состояния.
В таких условиях и режиме работы появление искры от неисправной электропроводки либо наличие открытого огня (сигареты) опасно для АКБ — происходит взрыв и разрушение АКБ. Детали АКБ при разрушении могут причинять повреждения окружающим предметам (людям). Возникновение искры возможно также от проводов в местах соединения их с полюсными выводами АКБ. (Когда длительное время полюсные вывода АКБ и внутренняя поверхность наконечников не очищались от окислов — нарушается нормальный электрический контакт).
Образование искры возможно также между деталями внутри АКБ, когда уровень электролита значительно ниже верхних кромок пластин.
Вот так, нарушения техники безопасности и режима обслуживания АКБ, отклонения технических показателей от установленных норм у изделий электрооборудования служат причиной скопления выделяющегося «гремучего» газа, возникновения взрыва и разрушения корпуса АКБ. Если внутренние соединения у АКБ после прошедшего взрыва газа сохраняют работоспособность (разряд на вилку-пробник), то можно полагать, что дефекта в АКБ нет и причина взрыва связана с внешней искрой (случай не гарантийный)