Москва - Волгоград – Элиста – Моздок – Астрахань - Казахстан: Атырау (бывший Гурьев) - Актау (бывший Шевченко) и обратно. Июль 2009г.Трек прилагается в формате kmz
http://ifolder.ru/17680724Миниотчет о поездке по маршруту: Москва - Волгоград – Атырау - Актау (бывший Шевченко) и обратно. Расстояние в обе стороны примерно 5700км. Машина Hyundai Terracan 2,9 АКПП, 2 взрослых, 1 подросток и 1 ребенок 7 лет.
Все сборы, как это обычно у меня бывает, случились внезапно и по-быстрому, так же как и сама мысль о поездке. За день до отправления жена сварила картошки, яиц, купили овощи, колбасу, пожарили курицу, взяли печенья и конфет (дабы дети в пути были заняты), набрали бутылок с холодным чаем и водой (никакой пепси и кока-колы, фу…). Помня прошлые поездки, взял с собой DVD проигрыватель автомобильный, два комплекта наушников и записал полтора десятка DVD детскими фильмами и мультиками (в сумме часов на 70 – думаю, хватит). На заднем сиденье стонов и вопросов «Ну, скоро?...» стало в 10 раз меньше… С женой в этом плане мне повезло больше. Так же как и я, она может просто ехать не важно куда… просто для души…
С вечера помыл машину, проверил еще раз техн.жидкости, резинки, заправил полный бак и канистру 20л (НЗ), с собой прихватил еще 1 пустую, тоже на 20л., т.к. в прошлых поездках она оказалась очень кстати… Дорога без асфальта дает о себе знать…
Все необходимые аксессуары, как то ремкомплект, трос, огнетушитель и прочее в порядке, документы еще раз проверены. Можно стартовать…
День 1-й:
Время 8.30. Московская область. Дорога прекрасная, пробок нет. Но вот область кончается, и начинаются разгоны и торможения… Фуры и прочие тихоходы собирают за собой вереницы стремящихся в теплые края горожан, уставших от копоти в родных мегаполисах. Обгоны порой опасны, впрочем, как и езда по своей полосе, так как на встречу летят такие же уставшие, но уже от отдыха, сограждане. Один раз пришлось уйти на обочину, дабы избежать лобового столкновения с очень уверенным в своей правоте джипером (блин, ну вот почему чем круче машина, тем хамовитее и тупее ее хозяин). Дорога М-6 не автобан, но особых проблем не чувствуешь, стыки между плитами комфорта в езде точно не добавляют, но Тарраканчик, хвала его подвеске, кроме звука никак не выдает их наличия. В течение всего пути ни одного гаишника, если не считать стационарных постов, которые прошли без приключений. Скорость 100-110 – считаю оптимальным вариантом, и расход горючки не большой и гаишники, если что, не сильно кусаться будут. Несколько вынужденных остановок, ребенок все-таки 7 лет (2 перекуса, «девочки налево, мальчики направо» и 1 заправка) и вот в 22.00 уже в Волгограде. Ночуем у родственников. GPS реально помогает, если бы не он, плутал бы не знаю сколько, тем более ночью! А тут как у себя дома проехали через весь город-герой.
День 2-й.
Выезжаем в 8.00. Час в пробках и вот мы покидаем город и направляемся на Элисту. Вроде бы только что стояли проклинали это столпотворение, а тут куда не кинь взглядом чистое поле. Кругом степь и дорога хорошая, опять же гаишников нет, это радует. Идем по навигатору. Скорость 110, больше и не надо. Через 2 часа въезжаем в Элисту. В глаза бросаются приметы иной цивилизации: множество памятников и различных скульптур, они здесь чуть ли не на каждом шагу. Но наша цель Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Где еще увидишь такое не выезжая за пределы России?
Внутри, к сожалению, снимать нельзя, но можете поверить, убранство, интерьер и размеры внушают уважение! Чего только стоит позолоченная скульптура Будды с 3-этажный дом! Перед входом нас вежливо попросили разуться и идти строго против часовой стрелки.
Много времени мы не могли себе позволить гулять, все-таки время примерно рассчитано и приехать заполночь желания нет…
После обеда покидаем Элисту и вновь по степи в сторону Северной Осетии. Дорогу описывать особого смысла нет, все спокойно и размеренно, движение не напряженное, засады есть, но скорость не превышаю или вовремя сбрасываю, радар-детектор реально помогает. Примерно в 6 часов вечера мы уже в Моздоке у родственников. 2 дня гуляем, купаемся, загораем…
День 5-й
Выезжаем в 6 утра. Опять же ненапрягающая спокойная дорожная обстановка, не за что не скажешь, что где-то недалеко Чечня и прочие неприятности… Да, туда мы соваться не будем, а поэтому путь в Астрахань будет лежать в объезд, но это не на много дальше… Вообще, после каждой поездки все больше убеждаешься, что не так уж и велик шарик, хотя…
Вобщем, едем Нефтекумск-Кочубей, далее хотел на Лагань (вверх вдоль Каспия), но все же решил объехать по асфальту… Экстрим оставим на потом, сейчас надо доехать до следующей промежуточной точки с наименьшими затратами нервов и средств, при этом глядя широко раскрытыми глазами на окружающий мир. Жаль снимаю в поездке только я, поэтому и фото не так много как хотелось бы.
Не шатко, не валко въезжаем в Астрахань… Астраханский кремль, белый и блестящий куполами остается справа… многого не посмотрели, суета, толчея, пробки... Все это уже знакомо, не за этим уезжали подальше от Первопрестольной… быстрее на свободу! И опять как нельзя к стати навигатор, а то читать указатели не всегда удобно, хочется и окрестности увидеть.
Таракаша радует небольшим аппетитом, приятной обстановкой в салоне и простором, где хватает места для комфортной поездки в течение длительного времени и на большие расстояния.
Опять же ни одного гаишника, за исключением стационарных постов, на одном из которых нас тормознули, уже почти на самой границе с Казахстаном и, узнав конечную цель поездки, удивились, посочувствовали и пожелали удачного пути. Такое положение дел радует, приятное начало путешествия. Почему начало? Потому что все, что было в России как бы не считается – ведь у себя дома, все привычно и как всегда…
На границе с Казахстаном были около 18 часов. Бумажные дела на нашей стороне с ожиданием на солнце около часа. На казахской стороне та же байда… В общем, бюрократия везде одинакова. По выезде с таможни покупаю страховку КАСКО (обязательна) сроком на 1мес. Примерно за 900 рублей.
Да, забыл упомянуть. В году 2000 ездил по тому же маршруту, так вот границей служила река, а через нее ходил паром. Ничего так, живописно было и добавляло разнообразия, но и времени отнимало больше на час-два…. А сейчас мост отгрохали. Удобно и быстро.
Но вот, наконец, мы уже на просторах Казахстана. Качество дороги постепенно ухудшается, но не до такой степени, чтоб сильно переживать, правда иногда встречаются «ямки», но глаза на месте – объезжаем. Скорость 110-120 км/ч.
Около 22.00 въехали в Атырау (бывший Гурьев). Проехав по мосту через Урал, пересекаем границу Европа-Азия. Минут 15 езды по улицам города, и мы в гостинице. 2-х местный номер за 5000 тенге (местная валюта), т.е. около 1000 наших руб. Вполне пристойный номер: две широкие кровати на которых спокойно размещаются по 2 человека. Душ, туалет, кондиционер, телевизор со спутниковыми каналами, холодильник – в общем, все то, что обещает хороший сон.
День 6-й
По утру, обменял кровно заработанные на местные тугрики, заправляюсь полный бак и две канистры по 20л. Приятно удивила цена на соляру. Почему-то в Казахстане вместо 92 – 93, вместо 95 – 96. Заправлялся на заправках HELIOS, как и было рекомендовано знающими товарищами, (коим спасибо за информацию). Почему две канистры про запас? Да потому, что на ближайшие 800км нормальных заправок не предвидится.
И так, Атырау позади, можно сказать, что начинается последний и самый ответственный участок пути. Опять же, ссылаясь на опыт прошлых поездок по данному маршруту (в 1998 и 2000г), после Доссора (около 150 км от Атырау) более менее приличная дорога кончалась, и начинался грейдер, так называемый, на самом деле это ужасно разбитая дорога со следами редкой подсыпки гравия и с ямами, куда полностью можно погрузиться вместе с машиной. Скорость по данному участку 30-50 км/ч. Сам участок около 600 км. Короче, я готовился к худшему. Но реальность оказалась на редкость обнадеживающей. За последние годы там построили дорогу, да еще какую! МКАД чуток похуже будет! Гладкая идеально! Наши так не строят… И я оказался прав, строители – турки, о чем я узнал остановив грузовик, водитель которого по-русски «ни в зуб ногой». Он то мне и поведал на дикой смеси английского и турецкого, что хорошая дорого будет до Бейнеу (кого интересует данный маршрут, думаю, названия не будут лишними). На том и распрощались. Обогатившись этими данными, я был просто счастлив! А как же иначе? Как минимум 400-450км отличнейшей дороги!
Как и предполагалось, скоростной участок был преодолен на скорости 120-130 км/ч вполне успешно, если не считать 3-х участков объезда суммарной длиной около 20-30 км, там еще строительство дороги не завершилось. Далее изумительная дорога кончается и начинается долгожданная «утруска и усушка», скорость не более 50 в лучшем случае 70 км/ч… Не дай бог попасть на этот участок дороги во время дождя! Либо намертво встанешь, либо сползешь в кювет, скользко и топко! Удивительно, а ведь на глаз кажется песок и камни… Центр дороги – высохшая и вздыбившаяся, размешанная колесами фур и грузовиков грязь, передвигаемся по краю дороги или обочине.
Не доезжая несколько десятков км до Шетпе начинается спуск в одну из самых глубоких в мире впадин – Карагие (-132м ниже уровня моря). Дорога представляет из себя серпантин посыпанный щебнем. Зрелище обалденное, но небезопасное. Горы по обе стороны дороги напоминают слоеный пирог, белые меловые скалы и ущелья местами с почти красными породами, приковывают внимание, сильно отвлекая от дороги.
И вот мы уже внизу, в одном из самых загадочных мест Казахстана. Растительность здесь насыщеннее и богаче, чем в степях, что мы уже миновали, кое-где попадаются пересохшие русла рек и ручьев, с причудливым узором растрескавшегося дна.
Видимо, в обильные дожди они неплохо наполняются водой, судя по их глубине.
Смеркается. На небе появляются первые звезды. Их почему-то не так много как ожидаешь увидеть…
Сделаю маленькое отступление от нынешней поездки и вернусь в 2000 год, когда еще не было асфальтовой дороги и ночь приходилось встречать в пустыне…
Звезды!.. Таких ярких и в таком количестве видел только в фантастических фильмах Стенли Кубрика! Ни одного источника света, даже луны нет. Остановился, выключил фары и не в состоянии придти в себя от восторга и захватывающего зрелища… Млечный путь, на сколько хватает взора, простирается от края до края неба… Можно изучать астрономию без учебника и телескопа! Даже в горах я не видел ничего подобного! Но надо ехать…
Вернемся в 2009 год.
Подъезжаем к г.Актау. Здесь нам тоже повезло, пост ДПС на въезде в город проходим незамеченными, поток машин гораздо больше чем ожидаешь, заметить иностранные номера в нем, да еще и в свете фар довольно трудно, гаишники заняты другими машинами. И через 20 минут мы дома! За весь день ни одной остановки гайцами! – это рекорд. Хотелось бы еще упомянуть вот что: за две недели пребывания в Актау гаишников видел только 2 раза и то не по мою душу - радует. Регистрация, при условии если знаешь где и что занимает 1 день и бесплатна, в отличие от наших радушных регистрирующих органов, которые и нервы вымотают и еще денег возьмут за процедуры.
Маленький экскурс в географию, для непосвященных, хотя думаю таких тут минимум, но все же… Актау, он же бывший Шевченко, стоит на берегу седого Каспия, бывшей республики Казахстан, ныне независимого государства. В отличие от противоположного берега, где находится Азербайджан, здесь вода чистейшая и, к сожалению, непредсказуемая по температурным параметрам. Сегодня +15, а завтра +26 (и наоборот) и это при темп.воздуха +40. Зато сама жара не очень чувствуется благодаря низкой влажности, впрочем, и климат уже достаточно сильно поменялся за последние 20-25 лет. Ранее я не помню чтобы здесь были летом дожди, ну ОЧЕНЬ редко, теперь же чуть ли не каждую неделю… Удивляюсь…
Да, море… Конечно же ради него и ехали туда.
Детей искупать и родителей навестить. По этой причине не буду писать стоимость жилья. Вряд ли кто-то поедет дикарем сюда. Продукты и шмотки дешевле, чем в московской губернии, бензин (соляра) тоже. Фрукты, овощи и арбузы тоже дешевле. Астраханские, местные и азербайджанские. После поездки, сравнив расходы на поезду к Черному морю (в 2001 - Бетта, в 2004 - Ейск, в 2005 – Витязево, Анапа), сделали вывод – выгоднее отдыхать в Казахстане, хоть и дальше, при условии что есть где жить.
В черте города есть где искупаться – от дома 300м песчаный пляжик, далее в обе стороны скалистый берег, это если лень ехать за город… Но мы предпочитали загорать и купаться за городом, в черте так называемых баз отдыха, которых там теперь развелось довольно много и все огорожены. Ранее (вспоминаю советские еще времена) можно было запросто купаться на всем побережье, переходя вдоль моря, теперь же все позагородились – не дай бог кто чужой пройдет… Не пущают! Но все море не огородить! 20 минут езды от города и все побережье к твоим услугам. Прекрасный песочек, чуть дальше начинается ракушечный пляж (мелкие ракушки), вода чистейшая – лепота!
Так проходит большая половина дня. Дабы не наскучил подобный отдых, периодически делаем вылазки для просмотра местных достопримечательностей. Благо Таракаша позволяет воплотить давние желания.
А вообще, в этой местности народными авто считаются марки Лексус, Тайота, Митсубиси, естественно все полноприводные. На сколько я понимаю, народ живет здесь небедно… хотя всякое бывает, но общий уровень, на сколько было видно, повыше российского (среднестатистического).
Обратный путь - все то же самое, но в обратной последовательности. За малым исключением: около 10 остановок во впадине конкретно только для фото- видеосъемок, ну не мог я не воспользоваться моментом. Правда, погода выдалась нехарактерная для той местности – пасмурная и временами накрапывал дождь, но выбора уже не было…
Был один инцидент сразу по выезде с нашей таможни. После утомительного ожидания на казахской стороне (попали в пересменку, ждали час и потом еще все процедуры около часа) и получаса на нашей таможне, почувствовав воздух родины, втопил тапку в пол… и услышал писк радар-детектора! Резко пытаюсь выправить ситуацию, но через 200м останавливает гаишник. Причем очень жадный, за 17км/ч превышения хотел наличными 500р. Наверно кушать сильно хотел.
Небольшой PS:
Сильно удивило отношение в г.Актау к пешеходам. Оно очень почтенное, но только на переходах, вне переходов все как везде. Как только пешеход ступил на "зебру" все останавливаются. Вначале было дико, но потом жутко это понравилось, даже было ощущение, что получаешь какой-то своеобразный кайф... Такой же кайф получаешь и будучи пешеходом, очень приятно когда с тобой считаются и пропускают... Вроде бы обычное соблюдение правил, а сколько положительных эмоций.
Далее, пробки в городе стали похожи на московские (да и подмосковные), с одним существенным отличием: если мигнуть поворотником для перестроения, то тебя обязательно пропустят 9 машин из 10. Чертовски восхищает и побуждает поступать так же... Народ более дружелюбный, чем в центре России (если за центр принять Москву и Подмосковье).
Вернувшись домой чувствуешь в лучшем случае безразличие, а в худшем агрессию по отношению к тебе на дороге...
Эх, Россия... обидно за тебя, когда же ты изменишься??!! Или когда же мы проснемся и начнем тебя менять?..
PPS
По поводу своей первой поездки (1998г, ВАЗ-21083) по данному маршруту не знаю стоит ли писать, ведь многое кардинально изменилось, положили асфальт на большей части и львиная доля экстрима осталась лишь в воспоминаниях. Будущим ездокам это уже не надо… Обещают к 2013 году доделать остаток длиной в 225 км. Но это самый мерзкий участок – едешь как по ребрам, слоенная каменистая структура с выходом на поверхность…
Примерно как-то так….
Еще несколько фоток, если интересно.
Да, еще забыл сказать... Ехал по Казахстану по своей карте, подробности тут если интересует
http://www.gps-club.kz/index.php?showtopic=391&st=920&start=920