Буду писать не только о Крыме, но и про остальную часть поездки.
И так, Москва-Беларусь-Украина (Крым)-Беларусь-Москва. Общий пробег около 5000км.
Средний расход за всю поездку 10,7л/100км (всю дорогу кондиционер, 2 чел. в машине, загруженный багажник для автономного проживания на 2-3 недели, запас, горючки, еда, палатка и проч., в общем, машине тяжеловато идти в разгон). Страховку делал за неделю до поездки, хорошо офис попался прямо по пути на работу – 700р на месяц (Беларусь, Украина, Молдова).
По дорогам: Россия на выезд – Минка отличная трасса. Границы как таковой нет, просто шлагбаум и стоп-линия. При переезде границы не по магистралям (когда обратно въезжал в Россию из Беларуси) даже стоп-линии нету, просто как между областями внутри России, короче такая граница мне по душе. Как только пересекаешь границу разрешенная скорость 130км/ч – прелесть. Вокруг все ухожено и опрятно, причем не только дороги, но и лес вдоль нее. Очень много стоянок для отдыха, чистых и просторных с лавочками навесами, туалетами. Часто встречаются «скворечники» на столбах - стационарные камеры, но их легко и заблаговременно берет радар-детектор. На заправках принимают любую валюту (доллары, евро, рубли и зайчики) – очень удобно. Дизель стоит везде одинаково – 8000 бел.руб (примерно 29,7 руб.РФ). Все большие заправки оборудованы для бесплатных стоянок авто, дальнобои и легковушки, очень удобно, тут же и еда и умыться есть где, и туалет, и магазин (вернее это здание типа Макдональдс – все в одном). Помимо ночевок на стоянках ночевали в лесу, но на каждом съезде, ведущем в лес висит табличка с надписью «Осторожно радиация» с соответствующим значком. Но мой дозиметр превышений не показал, только фон (причем даже ниже чем в Москве), как в воздухе, так и на земле. Правда комары там огромные, злые и голодные (видимо, мутанты
), но в машине спать по кайфу, на окна сетки повесили, внутри фумитоксом подымили и спали всю ночь как дома на кровати, даже лучше, воздух-то свежайший.
Гаишников не видел за всю поездку по Беларуси ни разу. Минск – оставил приятное впечатление, опять же чисто. Город хоть и большой, но суеты как в Москве не видно, хотя и пробки проезжали. Гуляли по городу 2 дня, в глаза особенно бросается тот факт, что не видно иноземных гастарбайтеров, все рабочие на стройках, дворники, коммунальщики и прочие славянской внешности. На рынках тоже славяне… странно как-то. Тут мне политика Лукашенко нравится!
Леса в Беларуси какие-то живые, ехали ночью, так постоянно в свете фар взлетали куропатки, дорогу перебегали зайцы и лисы. И, конечно, аисты.
Граница Беларусь-Украина. На Беларусской стороне стояли 30 минут, на Украинской 2 часа на солнце. Бардак полнейший, жители Украины с дисциплиной не заморачиваются и порядок не поддерживают в плане прохода, отдав все на откуп самих проезжающих, ну, а тут уж кто наглее, тот и прав получается. Короче, на выезде ничего не смотрели, на въезде просто глянули в машину и в багажник.
Дороги в Украине. Вопреки высказываниям shurik считаю, что дороги очень хорошего качества, причем как основные, так и второстепенные, во всяком случае, по глубинке я поездил достаточно, и разницы с российскими дорогами не вижу вообще. Может просто у меня менее критичное отношение к качеству, не знаю
… Единственное место, где мне очень не понравилось прыгать, так это коса вдоль Азовского моря – чисто стиральная доска, причем с очень высокими ребрами (вертикально стоящая слоистая структура почвы), еще хуже чем по казахским степям, думал машина развалится… ан нет, после диагностики в Профи-КВ сказали, что даже ничего менять и не надо, езжу до след.ТО. Лишний раз убеждаюсь, на сколько Террик отличная машина!
Опять же что за сказки про передвижение ночью? Ехали 2 раза ночью, часов до 2, не могли найти место для ночевки, никакие гаишники не тормозили… А про ночевку реально прикольно. Едем по трассе, начинает смеркаться, надо искать стояночку. Вдоль трассы ограждение и ни одной дырки для съезда! Слева и справа деревни, но съездов нет! В общем, так ехали вдоль этой китайской стены до 2 ночи, пока на развязке не съехали на второстепенную дорожку и там уже в лес.
Гаишники остановили только 1 раз возле Алушты – пересечение сплошной после завершения обгона, но попались нормальные, вопреки расхожему мнению, отпустили с напутствием «больше не нарушайте» – приятно удивлен. А вот неприятным моментом было о, что их радары совершенно не определялись детектором, причем по всей Украине, видимо, работают они на чисто визуальном контроле, без излучения. Хреново… После старался более чем на 10 км/ч скорость не превышать.
Стоимость дизеля 41-43руб.РФ. Старался заправляться на колонках «Авиас» - на телефон скачал приложение с местом расположения данных заправок – очень удобно искать и планировать заправки, все видно на карте и качество и цены нормальные, заправок много. Есть приятный момент, на очень многих заправках из машины выходить не надо, отдаешь деньги заправщику и получаешь тут же чек и грючку в бак.
Обменников достаточно, но в небольших населенных пунктах нет. Курс от 240-250 гр/1000руб.РФ (данные на июнь).
Жилье. Лучше останавливаться в частном жилье. Дешевле, удобнее, да и лучше по всем показателям. Мы вначале сунулись в какой-то пансионат советской эпохи – все старое, убогое, удобства на улице, шумно, цена 110 гр. с человека за сутки + 25гр машина (итого 245 в сутки). На след.день нашли отличнейший вариант в частом секторе за 90гр с человека, машина на стоянке бесплатно, в 2-местном номере душ, умывальник, гор.вода круглосуточно, телевизор, большая 2-спальная кровать, на веранде стол, газ.плита, посуда, на окнах сетки, кондиционера, правда, нет, но он и не нужен был. Соседи тихие, в общем, то, что их хотелось. Двор зеленый и очень ухоженный. До моря 5-7 минут пешком. Не далеко от пляжа обнаружили хорошую столовку. Цены очень хорошие, выбор огромный и все вкусно, первых блюд по 4-5 наименований на выбор (супы, борщи, окрошка, уха, щи), вторых 7-8, салаты разные, десерты, чай, кофе, соки, муссы… Обед на двоих (первое, второе, третье и салат) получалось от 90 до 100гр. Считаю очень недорого для такого обильного выбора, причем все вкусное реально. Прожили там неделю, уж очень удобное место, делали радиальные вылазки.
Перед поездкой наметил очень много мест в Крыму для обязательного посещения, накачал карт и спутн. снимков всего Крыма, чтобы не зависеть от инета. Думал, все будет ОК, но, как обычно, тут вмешиваются обстоятельства. Как уже писал выше, во многих местах доступ просто закрыт и как ранее в советские времена туда уже просто так не попасть, нужен либо пропуск, либо там уже частная территория, либо прокопан ров, что и хороший «проходимец» не пройдет, либо честно написано «не съезжать – шипы!». Ну, очень захотелось проверить, может просто для острастки написали… и, действительно, пошел проверять пешком, увидел сначала «колючку» (колюч.проволоку) просто присыпанную песком, а потом и реальную конструкцию с шипами сантиметров по 10-12, на других дорожках с подобными табличками уже рисковать и не стал, не было желания убеждаться в честности, всю дорожку пешком ведь не пройдешь. Таким образом, лишился я возможности посетить практически половину намеченных мест, в том числе и самую высокую точку Крыма. Многие места имеют только пеший доступ, поэтому сколько смогли подъехали на авто, далее пешком. Водопады, пещеры, каньоны, пещерные города и прочие природные объекты. Я старался держаться подальше от цивилизации и поближе к природе, но сейчас это получается с трудом, т.к. человек уже влез всюду, где только есть хоть какая-то возможность доступа. В принципе, горы Крыма все изъезжены вдоль и поперек и везде есть дороги, пусть примерные, но машины там уже проезжали, а значит, при большом желании, можно и нам проехать, благо Террик имеет понижайку, которой я успешно пользовался. Да, забыл сказать про еще один рукотворный объект, который мы не могли проехать мимо – вино-коньячный завод в Массандре. Купили более 20-ти бутылок разного вина, несколько бутылок в разлив (для пробы на досуге) и несколько бутылок коньяка. Боялись, что могут не пропустить на таможне – нифига, в машину никто даже не заглянул. Обратное прохождение границы заняло 20 минут, это уже с учетом очереди 15 минут (таможня Гремяч).
Возвращались по М-9 (мы коротких путей не ищем) – полная ж…а, практически по всей дороге ремонт, ямы, срезанный асфальт, плиты наружу, объезды, небольшие обочины, по которым это все объезжают, а на них так же ямы и глубокие лужи. Видел несколько машин, не поместившихся на обочине, в итоге - кювет с болотцем… Как раз дождь шпарил хороший.
Мда, по Крыму собственно… По треку видно, посетили Евпаторию, Балаклаву, Севастополь, мыс Фиолент, пещерные города: Мангуп-Кале, Чуфут-Кале, Эски-Кермен, долину Приведений, залезли на Южное Демерджи, озеро Ворон, перевал на Ай-Петри, водопады Джур-Джур и Учан-Су, посетили пещеру Мраморная, крепость в Судаке, Ялта, проехались по косе от Феодосии до Геническа (вдоль Азова). И, естественно, каждый день купание и пляж! Вода была не сказать чтобы горячая, все-таки не совсем сезон…
Поездка была очень бюджетной.
Вот так если вкратце…
PS задолбал меня движок нашего форума в плане загрузки фото. Фото и видео чуть позже с другого сайта